Авторизация

Введите e-mail,
указанный при регистрации
Авторизация

Авторизация

Введите e-mail,
указанный при регистрации
Авторизация
Ищите нас по хэштегу #mudroads

Гжатский тракт

Для просмотра маршрута необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.


Гжатский тракт
Дата создания19.05.2015
Дистанция64.97 км
Автор SLAM™
Регион Калужская область Смоленская область
Фото загружено6
Видео загружено4
Маршрут прошли1 пользователь
Поделиться:
1
Свернуть

Идет правление Петра I. С дорогами в России достаточно напряженно, в прочем, как и сейчас… Он, как мудрый и рациональный правитель, решает построить на берегу небольшой реки Гжать торговую пристань, необходимую для переправки товаров из южных и центральных губерний водным путем в Санкт-Петербург (в дальнейшем река подарила название и самому городу, и торговому пути к нему). Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге к Гжати тянулись длинные караваны подвод с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком и прочими необходимыми товарами. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную столицу. Вдоль дороги стояло множество деревень с постоялыми дворами и харчевнями, готовыми в любой момент принять притомившихся путников.

В 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, Гжатск из слободы был преобразован в город.

С этим трактом связаны события Войны 1812 года. В окрестностях города Михаил Илларионович Кутузов принял командование Русской Армией. В дальнейшем дорога охранялась партизанами Дениса Давыдова и Юхновскими ополченцами под командованием Семена Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан, Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией. Однако, во время вступления в город наполеоновской армии Гжатск был сожжен, так же как и Москва.

В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль. Строились железные дороги, активно развивалось крупнотоннажное судоходство — маленькой Гжати и узкой лесной дороге было не угнаться за техническим прогрессом…

Но история этой славной и великой дороги на этом не закончилась.

Осенью 1941 года Гжатский тракт содрогнулся. Остатки 17-й стрелковой дивизии, которая вырвалась из окружения, с боями пересекли тракт и вышли к своим в районе Угодского завода (ныне Жуков).

К вечеру 5 октября, не встретив никакого сопротивления, немецкая моторизованная дивизия СС "Райх" захватила Юхнов. 6 октября немцы выдвинулись в сторону Гжатска и, прорвав нашу оборону, 9 октября захватили город. Таким образом и образовался печально известный Вяземский котел. На протяжении последующих 4 месяцев Гжатский тракт был весьма важной рокадной дорогой. Он использовался для тыловых коммуникации центральных немецких армий, наступающих на Москву. Гжатский тракт служил важной артерии для так называемой "Линии Кенигсберга" — полосы обороны немецких войск перед наступавшей Красной Армией.

Лишь в конце января 1942 года Гжатский тракт почувствовал, наконец, родную поступь советского солдата. Это прорывалась к Вязьме освободительница Боровска и Вереи — 33-я армия, под командованием генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова.

Бои были кровопролитные и неравные, но русские отстояли свои земли:

• Юхнов был освобожден 5 марта 1942 года

• 6 марта 1943 в результате Ржевско-Вяземской наступательной операции был освобожден Гжатск

Пинашино, Крапивка, Борисенки, Косая Гора, Железинка, Аксиньино, Красное, Науменки, Мякоты, Терюхино, Белый Камень, Игнатьево, Хопилово, Дубна, Виселево, Ново-михайловка, Шеломцы — все эти деревни сохранились, в лучшем случае, лишь в виде "урочищ" на генштабовской километровке… То, что так долго строилось Петром и Екатериной, было разорено, разрушено и сожжено… Село Захарово, которое существует и поныне, из богатого центрального села Гжатского тракта превратилось в небольшую деревушку с не более чем 10-ю домами.

Недалеко от Гжатска в деревне Клушино чудом выжил в оккупации 8-ми летний паренек Юра Гагарин. Через много лет, в 1968 году, когда Первый космонавт Земли полковник Юрий Алексеевич Гагарин погиб, Гжатску присвоили его имя.

 

Сегодня эхо войны раздаётся практически на всём протяжении тракта: колючая проволока на полях, осколки, гильзы, обломки техники разбросаны по всему лесу … Братские могилы на каждом шагу — и у дорог, и в глубине лесов…безвестные, лишенных хотя бы простой фанерной звезды …


Контрольный вопрос: Для зачета маршрута необходимо сделать фото автомобиля как минимум на фоне трех памятников Великой Отечественной Войне. Их много на этой дороге... Специально не даю координаты.
Поделиться в социальных сетях!

Вы можете рассказать всем о маршруте

Обсуждение
26 августа 2015
Маршрут пройден до создания сайта. Второй раз по маршруту езжу в исключительных случаях.
18 ноября 2015
Замечательный маршрут. Прошли за световой осенний день. Рекомендую для подготовленных внедорожников.
Внимание, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!

Для продолжения скачивания трека необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.

Заявка
принята
Мы свяжемся с Вами
Ок
Ой, что-то пошло
не так
Попробуйте повторить
позднее
Ок
Выбор страны